Персональный сайт Пьянниковой Ольги Вячеславны

Воздух-невидимка

 Конспект непосредственнно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст - самоценный этап развития познавательной активности ребенка. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей, дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

Тема: "Воздух-невидимка"

Цель: развитие интереса у детей к опытно-экспериментальной деятельности.

Обучающие: продолжать знакомить детей с понятием "воздух", с некоторыми его свойствами в ходе проведения опытов, дать детям знание о том, что воздух - условие жизни человека и всех живых существ на Земле;

Развивающие: развивать способность делать умозаключения, анализировать, закреплять умение высказывать предположения и делать простейшие выводы;

Воспитывающие: воспитывать любознательность и интерес к процессам, происходящим в окружающем мире.

Предварительная работа.

Беседы о значении воздуха на Земле, проведение опытов с воздухом в группе.

Оборудование.

Емкости для воды, прозрачные пластиковые стаканчики, салфетки, трубочки для коктейля, вентилятор, ленточки, мыльные пузыри, микроскопы или рисунок увеличенного под микроскопом листа комнатного растения, слайд - презентация к игре "Куда спрятался воздух?".

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель обращается к детям:

- Дети, вдохните глубоко-глубоко, а потом выдохните. Как вы думаете, что мы вдыхаем и выдыхаем? ( Мы вдыхаем и выдыхаем воздух ). Сегодня на занятии мы снова поговорим о воздухе. Но, что же такое воздух? А кто-нибудь из вас его видел? ( Ответы детей ). Может быть, его и нет вовсе? А я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами живем на дне из целого океана воздуха. Вы каждый день купаетесь в этом океане, даже не замечая этого. Этот океан такой огромный! По нему, словно огромные серебристые "рыбы", проплывают самолеты. Догадались, как же называется этот океан из воздуха? ( Воздушный океан ).

- Верно, это воздушный океан! Воздух окружает нас повсюду, но мы его не видим, и поэтому как мы можем назвать его? ( Предполагаемые ответы - невидимый, невидимка ).

Художественное слово

Он - прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ,

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Воспитатель вновь обращается к детям:

- Ребята, мы назвали воздух невидимкой, но на самом деле воздух можно увидеть! Я приглашаю вас в нашу маленькую лабораторию!

2. Основная часть.

Опыт 1.

Воспитатель берет в руки стакан.

- Дети, как вы считаете, есть что-нибудь в этом стакане? ( В стакане ничего нет ).

- А теперь ответьте на такой вопрос: есть ли в стакане воздух? А вот это мы сейчас и проверим! Я возьму стакан, переверну его вверх дном и буду медленно опускать в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя. Опускаю стакан до самого дна. Скажите, попадает ли вода в стакан? ( Вода в стакан не попадает ). Что не пускает воду в стакан? ( Воду в стакан не пускает воздух ).

- А теперь вы сами возьмите стаканчики и опустите перевернутые стаканчики в воду до самого дна. Что происходит? ( Дети делают выводы ).

Вывод: мы с вами выяснили, что в стакане есть воздух. И когда мы опускаем стакан в воду, вода в него не попадает.

Опыт 2.

- А сейчас я снова опускаю перевернутый стакан в воду до самого дна. А теперь наклоню стакан в воде. Что появляется в воде? ( В воде появляются пузырьки воздуха ).

-  Где же был воздух? ( Воздух был в стакане ).

Вывод: воздух был в стакане, и мы его увидели в виде пузырьков.

Опыт 3.

- Воздух окружает нас повсюду. Как вы думаете, есть ли воздух внутри каждого из вас? Давайте проверим! Возьмите стакан с водой и опустите в него трубочки, вдохните носом, а затем выдохните в трубочку ртом. Что вы увидели? ( Пузырьки воздуха ).

Физкультминутка.

Воспитатель включает вентилятор и обращается к детям:

- Ребята, выходите на ковер, разбирайте ленточки, сейчас на нас подует легкий весенний ветерок, и мы немножко отдохнем.

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и цветы.

Влево - вправо, влево - вправо

Клонятся цветы и травы.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Выше, веселей, вот так!

Переходим все на шаг.

Вот кончилась игра,

Заниматься нам пора! ( Выполняют движения с ленточками 2 - 3 раза, затем складывают ленточки ).

Игра "Куда спрятался воздух?"

- Ребята, воздух такой хитрый озорник, что прячется от нас во многих предметах. Назовите мне, куда спрятался воздух?

Детям демонстрируется слайд с картинками, на которых изображены: колесо машины, мыльные пузыри, воздушные шарики, колесо велосипеда, парашют, надувная игрушка, спасательный круг, надувной бассейн, камень, тарелка, книга, стул, человек. При появлении изображения предмета, где содержится воздух, дети должны отреагировать хлопком.

3. Итог

- Дети, воздух бывает самым разным, и вы мне сейчас назовете, каким же он может быть. ( Невидимый, прозрачный, бесцветный, холодный, теплый, горячий, свежий, чистый, прохладный ).

- А для чего, ребята, нужен воздух? ( Рассуждение детей ).

- До встречи! Скоро мы с вами вновь встретимся в нашей удивительной лаборатории!!!

26 апреля 2018 в 16:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.